Некоторые пластинки записываются с использованием мастеринга исходного материала на «половинной скорости». Такие релизы особенно ценятся среди меломанов. Зачем и как это делается рассказывает звукоинженер студии Abbey Road Майлз Шоуэлл.
— Майлз, что же такое мастеринг на половинной скорости?
— Это процесс изготовления винила, при котором станок для нарезки мастер-диска работает на половинной скорости. Для LP-альбома это будет 16 и две трети оборотов в минуту. Естественно, что и источник сигнала при этом работает на скорости, в два раза меньшей номинальной.
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/044/2.jpg)
— И зачем это нужно?
— На пластинках содержится механическая, аналоговая запись музыки. Фактически, звуковые волны, которые создают динамики в колонках, и дорожка пластинки имеют одну и ту же форму. В целом это довольно грубая технология. Поэтому чем медленнее вы будете нарезать звуковую дорожку на пластинке, тем более высокое качество звука сможете получить. Например, вам надо записать сигнал с частой 10 кГц, что на самом деле не так уж и много. Но это 10 тысяч перемещений резца вперед и назад за 1 секунду, которые осуществляются благодаря прикрепленной к нему электромагнитной системе. Согласитесь, это довольно напряженная работа. Снизив скорость проигрывания исходной записи и скорость вращения пластинки вдвое, мы тем самым вдвое уменьшим и частоту перемещений резца. Как говорится, уже легче!
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/c92/3.jpg)
Качественный мастер-диск позволит получить и качественно записанную пластинку. И это вы сможете оценить на своем домашнем проигрывателе, даже самом недорогом. Даже на меня результат неизменно производит вау-эффект.
— Как ты увлекся мастерингом на половинной скорости?
— Я занимаюсь мастерингом с тех пор, как окончил школу — то есть уже 32 года. Тогда у моего отца был маленький музыкальный магазин, а у меня было несколько альбомов, записанных Mobile Fidelity Sound Labs на половинной скорости. Они звучали потрясающе. И я всегда говорил людям, с которыми работал: «Мы должны делать мастеринг на половинной скорости, это здорово!». Но они возражали: «О нет, это слишком сложно. Нужно перенастроить магнитофон, нужно изменить электронную схему, нужно переделать станок для нарезания мастер-диска. О, нет!».
Но 15 лет назад, когда я рассказал об этом одному коллеге со старой работы, он вдруг ответил: «А давай попробуем!». И мы провели простой тест, чтобы оценить качество звука такой пластинки. И хотя это была не самая качественная запись в мире, получившийся результат нам очень понравился. Позже я принес свои идеи на Abbey Road и убедил руководство приспособить один из станков для нарезания винила под половинную скорость записи. И они пошли на это.
— И как же происходит такая запись?
— Самое главное оборудование – это станок для нарезания мастер-диска. Мы используем станок Neumann, который модифицировали, чтобы он мог работать на половинной скорости. Вы же понимаете, что это не тот случай, когда можно просто нажать кнопку, чтобы диск вращался в два раза медленнее.
![4.jpg 4.jpg](/upload/medialibrary/2ba/4.jpg)
Например, RIAA коррекция подразумевает усиление высоких частот и снижение басов, а затем ваш фонокорректор возвращает все обратно. Однако при половинной скорости вращения диска вся частотная характеристика будет другой. Поэтому мы переделали схему эквализации исходного сигнала, да и в сам станок были внесены изменения, чтобы он работал также эффективно при половинной скорости вращения диска. А получившуюся пластинку можно было слушать на любом проигрывателе.
Кроме того, вся прелесть резки на половинной скорости в том, что она не вызывает большого стресса. Вы сидите и наблюдаете за тем, как все медленно происходит. Однажды я записывал саундрек Queen “Флэш Гордон» на половинной скорости. Это шесть или семь треков с общим оркестровым сопровождением, и вы должны знать, где нажимать кнопку между ними. Вот это довольно сложно, а все остальное просто.
![5.jpg 5.jpg](/upload/medialibrary/2e2/5.jpg)
— Сколько же времени уходит на такую работу?
— В четыре раза больше, чем обычно, потому что я не слышу, что делает режущая головка. Поэтому мы делаем контрольный диск, и я слушаю результат. Если меня все устраивает, отправляю его клиенту. Как только все будут довольны, мы повторим резку. Таким образом, каждый мастер-диск нужно фактически вырезать дважды, причем на половинной скорости.
— Что бы вы сказали тем, кто утверждает, что «мастеринг с половинной скоростью» — это просто еще один способ продаж переизданий?
— Послушайте сами. Большинство людей слышат разницу. Поверьте, я бы не сидел здесь час за часом, если бы это не работало. Если вы собираетесь посвятить чему-то 45 минут своей жизни, почему бы не постараться получить от этого максимальное удовольствие?
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/f1c/6.jpg)
Вам не нужно иметь дорогую аудиофильскую систему, чтобы оценить качество звука пластинок, записанных на половинной скорости. Очевидно, что чем лучше ваш проигрыватель, тонарм и картридж, тем лучше звук вы получите. И прелесть этого еще и в том, что если вы будете правильно обращаться со своими пластинками, то через 10 лет, когда у вас будет более совершенный проигрыватель, чем сейчас, они будут звучать еще лучше, чем сегодня.