Выбираем картридж и тонарм

Для того, чтобы звукосниматель и тонарм образовывали единую, полностью механически согласованную систему, их суммарная резонансная частота должна находится в пределах от 7 до 12 Гц, а в идеале быть максимально близкой к значению 10 Гц. Это азбука, а точнее, арифметика виниловодства, но если для вас она звучит пока еще не совсем понятно, то мы прямо сейчас во всем разберемся.

1.jpg

При выборе MM или MC-картриджа для вашего проигрывателя необходимо учитывать общую эффективную массу системы «тонарм + картридж + шелл», вместе со всем крепежом, которая должна соответствовать механической податливости картриджа (подвески его иглы). Именно в этом и заключается секрет получения правильной общей частоты резонанса такой системы, которая, в свою очередь, обеспечит оптимальное качество звучания проигрывателя. Эта зависимость следующая. Если комбинация «тонарм + картридж + шелл» обладает высокой массой, то для такого комплекта потребуется звукосниматель с низкой податливостью, в противном случае из-за деформации пластинки могут возникнуть нежелательные вибрации на частотах от 4 до 6 Гц, что приведет к ухудшению звучания уже на слышимых частотах. А теперь обо всем этом немного подробнее.

2.jpg

Податливость звукоснимателя в диапазоне от 5 до 10 мкм / мН считается очень низкой, в диапазоне от 10 до 20 мкм / мН — средней, а картридж со значением податливости выше 35 мкм / мН считается очень податливым.

Тонарм, эффективная масса которого составляет 10 грамм или менее, считается легким (например, ранние модели SME, тонармы проигрывателей Pro-Ject Debut Carbon EVO, X1 и серии T1, Ortofon AS-309S, RS-309D, TA-110 и TA-210). Такие тонармы хорошо сочетаются со звукоснимателями как со средней, так и с очень высокой податливостью. Тонарм с эффективной массой от 11 до 25 граммов считается моделью среднего веса (например, SME IV, IV, V, VI, тонармы на проигрывателях Pro-Ject X2). Они хорошо работают с картриджами со средней и низкой податливостью. Ну, а тонармы массой более 25 граммов считаются тяжелыми (Eminent Technology, Dynavector).

3.jpg

Если картридж с низкой податливостью используется с тонармом малой массы, в слышимом диапазоне могут возникать нежелательные резонансы, а, кроме того, возможны и ошибки трекинга. Если же картридж с высокой податливостью установить на тонарм средней массы, в дополнение к искажениям на высоких частотах могут возникать резонансы в инфразвуковом диапазоне.

На диаграмме ниже показана взаимосвязь между податливостью картриджа, массой тонарма и результирующей резонансной частотой.

4.jpg

Резонансную частоту можно рассчитать по формуле
f = 1000 : (2 x π x √ (M x C)), где:

f - резонансная частота картриджа (Гц)
π - 3,14
C — Боковая податливость картриджа (мкм / мН)
M - Общая масса тонарма, которая складывается из массы картриджа, массы корпуса и винтов и эффективной массы тонарма (все значения в граммах).

5.jpg

Как мы уже выяснили, оптимальная частота резонанса для системы тонарм/звукосниматель должна находится в пределах то 7 до 12 Гц, однако ее значение, немного выходящее за пределы данного диапазона, примерно от 6,5 Гц до 14 Гц, также может рассматриваться как допустимое, при котором не возникнет каких либо проблем. Однако за пределами этих значений, как вверх, так и вниз, возникновение резонансов и ухудшение трекинга уже вполне возможны, и, скорее всего, будут иметь место.

Для правильного подбора звукоснимателя и тонарма в соответствии с их характеристиками можно воспользоваться удобной таблицей: https://www.vinylengine.com/cartridge_resonance_evaluator.php?eff_mass=8.5&submit=Submit

6.jpg

Поделиться: