Делаем винил аналоговым
Современные виниловые пластинки в большинстве случаев записываются с цифровых источников. Тому есть много причин. И никакого секрета в этом нет. Сама процедура мастеринга для переноса звукового сигнала на винил делает его звучание вполне аналоговым, а кроме того, часто позволяет исправить многие огрехи исходного материала. Но есть и современные пластинки, записанные без применения «цифры», рассчитанные на настоящих фанатов аналогового звука. Разумеется, производство таких записей стоит дорого, а для оценки всех их преимуществ требуются аудиосистемы соответствующего уровня. Давайте познакомимся с одним таким релизом поближе.
Звезда в семь лучей – 7RAY
7Ray – сценический псевдоним австрийского джазового гитариста, певца и композитора Рене Пробста. Он символизирует семь цветов спектра и семь чакр: главных энергетических узлов человеческого тела. Даже те, кто не увлекается джазом, могли слышать его композиции в фильме The Informers. 7Ray был учеником знаменитого преподавателя вокала T-Jay (Blue), который в свое время «ставил голос» самому Стингу. В записи пластинки, о которой пойдет речь, принимали участие джазовое трио Triple Ace и трубач Саймон Плётценедер. Хотя 7Ray часто сочиняет собственную музыку, все композиции на альбоме— это джазовая классика.
Идея альбома
Jazzy Zoetrope — это двухдисковый альбом с «сюрпризом». Запись и мастеринг первого диска сделаны на студии Studio Baumgarten в Вене. А вот второй диск записан вживую в штаб-квартире Pro-Ject в Мистельбахе, Австрия. При этом композиции на обеих пластинках одинаковые, и меломаны могут сравнить два подхода к записи, каждый из которых, безусловно, внес свои нюансы в звучание музыки.
Как проходила запись
В аналоговой студии Studio Baumgarten, основанной еще в 1960-х и являющейся одной из самых известных в Вене, было выполнено множество исторических записей. Благодаря большому концертному залу для записи, оборудованному роялем Boesendorfer Imperial (это самая крупная модель Boesendorfer, Grand 305 см), студия создает исключительную атмосферу для звукозаписи музыкантов.

Одной из особенностей студии является использование аналогового пульта WSW, в котором используются дискретные транзисторы и электронные лампы. Для мастеринга применялся 8-дорожечный магнитофон Otari MX-70. В целом весь процесс записи композиций здесь выполнялся точно также, как в 60 и 70-е годы до начала массового внедрения цифровых технологий. Запись второй пластинки проходила непосредственно в штаб-квартире Pro-Ject. Фактически это концерт без повторных «дублей» и дополнительного мастеринга полученного материала. Прямой перенос звука с микрофонов на магнитофон Studer A80VU, пульт для сведения CADAC 36/24 Custom Studio Console 1974 года выпуска. При записи даже не использовались контрольные мониторы, чтобы гарантировать максимально естественное концертное звучание. Это требовало от музыкантов слаженной работы и четкого понимания нюансов каждой исполняемой композиции. 7Ray с коллегами справились со своей работой блестяще.
Стоит заметить, что в обоих случаях музыканты использовали легендарные микрофоны Neumann. Пленки с записями (мастер-ленты) затем были переданы на завод Austro Vinyl (Австрия), который и изготовил тираж альбома.
Что получилось в итоге
Обзор альбома Jazzy Zoetrope вышел на многих музыкальных интернет-ресурсах, как российских, так и зарубежных. Вот что пишет о нем, например, популярное онлайн-издание Sound Stage Ultra:
«На протяжении всей студийной сессии голос певца звучит объёмно и тепло, а фортепиано Кента окутывает его роскошными аккордами. Один из самых эффектных треков — трогательная версия «It Was a Very Good Year», которую 7Ray исполняет с большой чувственностью. Кент чередует простые аккорды с выразительными пассажами, а смычковые линии контрабаса Ули Лангталера добавляют этой песне тоскливости.
7Ray слегка переигрывает на высоких нотах в «I've Been Missing You» и это придаёт его исполнению ещё большую эмоциональную силу. Я сравнил концертную версию «Nature Boy» со студийным исполнением. Аранжировки примерно одинаковые, но бас Лангталера как будто звучал сильнее и чётче вживую, чем в студии.
Звуковая сцена у концертной записи чуть более плоская, чем у студийных версий, но игра более выразительная и органичная. Исполнение создаёт ощущение подлинного живого звука. Трубные соло Плётценедера и фортепиано Кента в песне Джорджа и Айры Гершвина «A Foggy Day» звучат тепло и насыщенно».
«Jazzy Zoetrope — это не обязательно джаз. Это приятный и расслабляющий способ продемонстрировать, насколько хорошо звучит ваша система. Налейте бокал вина и послушайте, как работают отличные европейские джазовые музыканты. Чистота записи вселяет надежду, что Pro-Ject будет делать больше подобных произведений» - уверен Джозеф Тейлор, редактор сайта Sound Stage Ultra.