Шипы и конусы для Hi-Fi-акустики

01 Опоры для акустики (main).jpg

Как воздействуют вибрации на акустику в Hi-Fi-системе и нуждаются ли они в защите? Для чего колонки устанавливают на шипы? Здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Давайте разберемся.

Шипы под стойки для акустики

02 Опоры для акустики (рис1).jpg
Рисунок 1

На рисунке 1 показан типичный вариант размещения акустики на стойке. Между акустикой и верхней плитой стойки используются конусы (иногда их располагают «точкой вверх», а не так, как показано здесь). В основании стойки также установлены шипы. В некоторых случаях под шипы устанавливают прокладки, чтобы не повредить пол.

Действительно ли применение этих конусов или шипов дает прирост в качестве звука? Если да, то как они работают? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на рисунок 2.

03 Опоры для акустики (рис2).jpg
Рисунок 2

Здесь показан пример, когда акустика на стойке без шипов установлена на мягком напольном покрытии (на ковре). При воспроизведении музыки диффузоры динамиков перемещаются вперед и назад, создавая звук, который мы слышим. Однако, согласно закону Ньютона, эти же колебания перемещают и саму колонку. В результате, особенно на низких частотах, колонка вместе со стойкой начнет раскачиваться вперед и назад (эффект отдачи). Часть энергии, излучаемой динамиком, будет теряться, а звучание может стать размытым.

Если мы установим стойку на шипы, которые пройдут сквозь ковер и обеспечат сцепление с твердым полом, раскачивание акустики прекратится. Именно в этом состоит эффект применения шипов, который меломаны оценивают как улучшение звучания на басах и повышение прозрачности звука. Следовательно, шипы под стойкой дают вполне ощутимый эффект не потому, что они «изолируют» вибрации, а по прямо противоположной причине. Однако для этого им необходимо эффективно проникнуть сквозь ковер, чтобы стойка могла зацепиться за пол под ним.

08-Zapolnenie-stoek.jpg

Заметим, что все вышеизложенное работает и в случае с напольной акустикой, с той лишь разницей, что они в силу конструкции не ставятся на стойки.

Шипы между колонкой и стойкой

А как насчет использования конусов между верхней плитой стойки и колонками? Если прилегание нижней панели корпуса акустики к плите будет идеально ровным (сплошным по всей плоскости контакта), скорее всего, шипы не потребуются. К сожалению, мы живем в реальном мире, и картина может быть такой, как на рисунке 3.

05 Опоры для акустики (рис3).jpg
Рисунок 3

Разумеется, кривизна панелей показана здесь с некоторым преувеличением, для наглядности. Но даже ее очень небольшая величина может привести к тому, что акустика на стойке при воспроизведении звука начнет вибрировать, появятся искажения, и качество звука снизится. Шипы устранят эти вибрации за счет создания контакта между колонкой и стойкой в четырех небольших точках. Как и в случае с шипами на основании подставки, конусы будут обеспечивать более прочное и четкое механическое соединение.

В случае с напольной акустикой неровности пола и нижней панели корпуса также могут приводить к раскачиванию колонки. А значит, применение шипов и здесь будет иметь положительный эффект.

06 Опоры для акустики.JPG

Подставки под шипы

Очевидная проблема с использованием шипов заключается в том, что они могут оставлять следы на поверхности, в которую упираются. Увы, в некоторых случаях это неизбежная плата за лучший звук. Но если колонки и стойки достаточно тяжелые, под шипы можно подложить специальные подставки. Поместив шип на такую подставку, теоретически мы уже не можем рассчитывать на его столь же эффективную работу, как при непосредственном контакте с полом. Но в любом случае это лучше, чем раскачивание акустической системы на мягкой или неровной поверхности совсем без шипов.

Поделиться: