Памяти Пера Уинфелда

1.jpgЛегендарный Пер Уиндфелд в течение более чем 30 лет был руководителем отдела разработок Ortofon и являлся идейным вдохновителем этой знаменитой датской компании. Уиндфелд внес огромный вклад в развитие технологий производства звукоснимателей во всем мире, а в компании Ortofon он отвечал за разработку таких знаменитых моделей, как MC 20, MC Super Series, Kontrapunkt MC Series, MC Jubilee, MC Rohmann, MC Rondo Series, OM series, Concorde картриджи и многих других. Пер Уиндфелд скончался 22 декабря 2020 года и, как дань уважения этому легендарному человеку, мы публикуем интервью, взятое у него незадолго до смерти.

Сколько лет вы проработали в компании Ortofon и сколько картриджей разработали?

Я работал в компании Ortofon с августа 1976 года до конца 2006 года в качестве главного инженера в лаборатории разработки картриджей в Копенгагене. Что же касается разработки звукоснимателей, то это очень хороший вопрос. По сути, новая конструкция картриджа подразумевает и новый дизайн корпуса, новую электромагнитную систему, и т.д.

Но помимо новых картриджей постоянно идет процесс модернизации уже существующих моделей, которые получает новые конструктивные элементы, но сохраняют прежний дизайн, а в их названиях появляются окончания вроде MKII.

Каковы причины модернизации картриджей?

Типичной причиной такого обновления являются новые технологии производства, появление новых материалов, новой заточки игл, магнитов, провода для катушек. Каждый из этих многочисленных компонентов будет иметь решающее значение для качества звучания картриджа.

Эта модернизация существующих моделей так же важна, как и изготовление новых звукоснимателей, потому что Ortofon-это компания с самым широким каталогом картриджей в мире. По моим оценкам, количество картриджей, которые я разработал и которые усовершенствуй с тех пор, как начал работать в Ortofon, около пятидесяти.

Как разрабатываются картриджи?

Для разработки картриджа необходимы знания законов физики и умение вести математические расчеты, касающиеся поведения колебательных систем, их резонансов, а также магнитных цепей. Требуются и хорошие знания в области материаловедения. При этом теории должны сопровождаться экспериментами, чтобы доказать их обоснованность и убедиться, что главные цели разработки могут быть достигнуты на практике. Помимо этого, очень важна субъективная оценка качества звука создаваемых моделей, которой в компании Ortofon всегда уделялось большое значение.

Кроме того, мы подолгу обсуждаем с инженерами новые и существующие технологии, а также используемые в производстве новых моделей материалы и уже имеющиеся конструктивные решения. В целом разработка нового картриджа занимает от нескольких месяцев до двух лет, в зависимости от его концепции.

Откуда берутся идеи для новых картриджей?

Как правило, это были либо задачи, поставленные нашими маркетологами, либо предложениями от меня, основанными на появлении новых технологий или материалах, а также запросов пользователей. Вообще, мониторинг рынка материалов и новых технологий их обработки является очень важной частью научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ и часто приводит к созданию новых конструкций для картриджей.

Когда приходит время искать новый дизайн корпуса картриджа, мы полагаемся на нашего высококвалифицированного промышленного дизайнера, его свежий взгляд и новые идеи. Это, однако, не исключает жарких дискуссий относительно названия, цвета, материалов корпуса и т. д., которые неизбежно возникают между коллегами из разных отделов компании Ortofon. И именно в результате этой коллективной работы появляются наши знаменитые звукосниматели.

Какой картридж Ortofon лично вам больше всего нравится и почему?

Каталог картриджей Ortofon, MM и MC, очень широк и разнообразен и по стоимости моделей, и по характеру их звучания. Кому-то больше по душе линейная частотная характеристика до 30 кГц, которую могут обеспечить дорогостоящие MC-картриджи. Однако для многих меломанов важнее жанровая универсальность, которую имеют наши MM и MC-звукосниматели со стандартными Hi-Fi-характеристиками от 20 Гц до 20 кГц. Кстати, наши сменный стилус-блоки для ММ-картриджей также высоко ценятся у меломанов, так как они позволяют очень интересно менять характер звука на совместимых моделях, и в целом каждый здесь найдет то, что больше всего понравится именно ему.

И поэтому вы не получите от меня ответа о том, какой картридж Ortofon мне нравится больше всего. Обзор в журнале или на сайте может дать вам некоторые основные характеристики звукоснимателя, но он никогда не даст вам полную картину, так как она зависит от ваших собственных ушей, колонок, проигрывателя, усилителя и т. д.

Какая ваша любимая музыка?

На это очень легко ответить, потому что я вырос в окружении музыки, с моими родителями, играющими на пианино и скрипке. Мне нравится слушать живую музыку, а также аналоговые записи, собранные на протяжении многих лет, различных жанров, от произведений композиторов 16-го века до традиционного джаза и современных исполнителей, на моем старом лабораторном оборудовании с использованием картриджей Ortofon, выбранных лично мной.

Почему Дания так сильна в акустике?

Я думаю, компания Ortofon стал одним из пионеров среди датских акустических предприятий, когда два основателя The Electrical Phono Film Company, Аксель Петерсен и Арнольд Поульсен представил свое изобретение - первый в мире синхронизатор для звуковой системы в кино, в Copenhagen Palace Cinema Theatre в 1923 году и позже, когда в 1948 году был разработан первый в мире монофонический звукосниматель с подвижной катушкой.

Не стоит забывать и о том, что открытие электромагнетизма датским физиком Х. К. Эрстедом в 1820 году сделало возможным изобретение акустических преобразователей. Таким образом, возможно, ген ДНК был распространен от этих одаренных людей на все датские компании, которые занимались и занимаются производством микрофонов, динамиков, слуховых аппаратов, акустических измерительных приборов, магнитофонов, радиоприемников и знаменитой акустики в оперных театрах и концертных залах.

Какую музыку и какие звукосниматели вы возьмете с собой на необитаемый остров?

Прежде чем сойти на берег со всем своим снаряжением, я думаю, что должен убедиться в том, что на единственной пальме, которую я заметил с корабля, есть пригодная для использования розетка. И если бы она была, я бы обязательно послушал 1-ю, 4-ю и 5-ю английские сюиты Баха, сыгранные Гленном Гулдом с помощью звукоснимателя MC Windfeld.

Что ваша семья думает о вашей страсти к разработке звукоснимателей?

Да, это моя страсть, но как пенсионер я теперь могу сосредоточиться на прослушивании музыки – вместо того, чтобы испытывать звучание нового картриджа. Моя жена и семья до сих пор недоумевают, как мне удалось отвлечься от картриджей и Ortofon. Но это не проблема-кроме музыки у меня всегда было много других страстей, о которых моя семья хорошо знает, поэтому я думаю, что я в безопасности.

Как бы вы хотели видеть Ortofon через 25 лет?

могу только надеяться, что мы будем продолжать разрабатывать и производить картриджи Ortofon в течение многих последующих лет – и я все еще верю, что 100-летний опыт разработки и производства миниатюрных электромагнитных преобразователей и других деталей их конструкции станет краеугольным камнем для всех квалифицированных и увлеченных коллег, которые продолжают свою работу в компании. Если есть секрет компании Ortofon, то я думаю, что достижение 100-летнего юбилея само по себе говорит о секрете компании выживания.

Какое ваше любимое занятие?

Как уже упоминалось, мне повезло, что у меня есть много других увлечений, кроме музыки. Мне, как инженеру, всегда нравилось воплощать свои идеи в жизнь, будь то ремонт дома, работа в саду или изучение автомобилей. Мне нравится работать руками, чтобы отдохнуть от бумажной рутины. Итак, теперь я могу возродить эти полезные занятия, читая свои непрочитанные книги, посещая театры и концерты и немного путешествуя.

2.jpg

Поделиться: