Входная емкость для MM-фонокорректора

Фонокорректора - это необходимый компонент для прослушивания винила. Он подготавливает сигнал со звукоснимателя для последующей подачи на обычный линейный вход усилителя. Часто MM-фонокорректоры обладают функцией настройки входной емкости, которую можно производить с помощью кнопок или микро-переключателей. Для чего это нужно и надо ли вообще обращать на нее внимание?

Входные параметры

Любая электрическая цепь имеет три основных параметра: емкость (обозначается буквой C), индуктивность L и сопротивление R. Все они действуют совместно, оказывая влияние на передаваемый сигнал, и называются резонансным контуром LCR.

1.jpg
Упрощенная схема входной цепи фонокорректора

Две из трех этих величин, а именно емкость и индуктивность, меняют степень своего влияния на сигнал в зависимости от частоты последнего. Можно сказать, что с ростом частоты сопротивление индуктивности по отношению к сигналу растет, а емкости - снижается. Но более интересным является то, что в полном соответствии со своим названием, у такого контура есть резонансная частота — на ней амплитуда сигнала резко возрастает. К счастью, в этой схеме есть и третий элемент — сопротивление R, величина которого от частоты не зависит. Он в определенной степени гасит этот резонансный выброс, хотя и не устраняет его полностью.

Емкость входа ММ-фонокорректора

Переходим к практике. На входе ММ-фонокорректора действует резонансный контур. Он состоит из индуктивности подключенного звукоснимателя, суммарной емкости соединительного кабеля и конденсатора на входе схемы, а также входного сопротивления ММ-фонокорректора (стандартное значение 47 кОм).

2.jpg
Изменение амплитудно-частотной характеристики в зависимости от входной емкости и сопротивления фонокорректора

Однако здесь такая схема даст другую характеристику. График будет гладким до определенного значения частоты, затем на частоте резонанса последует его подъем, а за ним — резкий спад с крутизной в 12 дБ на октаву (то есть в два раза резче, чем в «обычных» условиях). Фактически, сигнал с частотой выше этого значения на выходе фонокорректора будет в значительной степени подавлен. Почему? Все дело в том, что фонокорректор использует RIAA-эквализацию сигнала.

3.jpg
Кнопки для настройки входной емкости в фонокорректоре Pro-Ject Phono Box DS2

Если мы знаем индуктивность и емкость, мы можем определить резонансную частоту, на которой произойдет это падение уровня сигнала. Например, традиционным значением индуктивности для ММ-картриджа является 500 мГн. Общая емкость, на которую он работает, составляет обычно 200 пФ. Несложный расчет покажет, что частота, с которой начнется спад характеристики, составит 16 кГц. Это значение было бы приемлемым на заре Hi-Fi, но сейчас уже вряд ли обрадует меломана. Но меняя величину входной емкости фонокорректора или индуктивности картриджа, можно менять и эту частоту резонанса. Например, если бы индуктивность нашего картриджа составляла 400 мГн, спад характеристики начался бы уже на 18 кГц при той же входной емкости в 200 пФ. А если бы это значение составило 600 мГн, то, наоборот, характеристика при тех же условиях сократилась бы на высоких частотах до 14,5 кГц.

4.jpg
Схема фонокорректора Pro-Ject Phono Box RS2

Индуктивность MM-звукоснимателя определяется при его изготовлении, и влиять на нее мы никак не можем. Большинство современных картриджей выполняют таким образом, чтобы получить приемлемый рабочий диапазон частот при работе на суммарную емкость (кабель + вход фонокорректора) от 200 пФ до 300 пФ.

Настройка входной емкости

Разброс в значении индуктивности звукоснимателя может быть значительным. Например, может оказаться, что расчетная входная емкость для какой-то модели должна составлять 400-500 пФ, а в фонокорректоре на входе установлено «всего» 200 пФ. Стоит ли паниковать по этому поводу? Что ж, для начала давайте вспомним, что картридж подключается к фонокорректору с помощью кабелей (как внутренней проводки в тонарме, так и внешнего Phono-кабеля), которые также имеют собственную емкость. Она будет суммироваться с входной емкостью корректора. В среднем значение последней может возрасти еще на 100 — 150 пФ.

5.jpg
Фонокорректор Pro-Ject Phono Box RS2 обладает очень гибкими настройками входных параметров

Не будем забывать и о наличие входного сопротивления (для MM-фонокорретора его стандартным значением является 47 кОм), которое будет в значительной степени гасить резонансы и делать спад характеристики менее резким. Так что на практике все может оказаться и не так страшно. Но в любом случае, если изменение входной емкости в вашем MM-фонокорректоре предусмотрено и вы чувствуете ограничение звука на высоких частотах — попробуйте ее увеличить, а затем оценить результат.


Поделиться: