Типы картриджей: моно или стерео?

В коллекциях многих любителей музыки всё ещё есть большое количество монофонических грампластинок. Их производство было начато в 1950-х и 60-х годах и, хотя в дальнейшем они почти полностью уступили место на рынке стереозаписям, перевыпуск моно-пластинок происходит по сей день. Среди них записи таких исполнителей, как Боб Дилан, Майлс Дейвис и Джими Хендрикс, и многих других. Поэтому один из часто задаваемых вопросов — нужно ли использовать для прослушивания таких пластинок специальные монофонические картриджи или можно оставить на тонарме проигрывателя обычный стереофонический звукосниматель?

Немного геометрии

V-образная микроканавка монофонической грампластинки вырезается только в горизонтальной плоскости и имеет неизменную ширину и глубину. Сам угол канавки может отличаться в различных грампластинках, но всегда будет составлять приблизительно 90 градусов. Ширина верхней части канавки имеет минимально необходимую величину для правильного расположения иглы внутри нее. С течением времени она менялась и с 1980-х годов составляет примерно 30 мкм.

1.jpg

Что касается радиуса закругления дна канавки, то примерно с 1950-х годов ширина микроканавки старых грампластинок могла достигать 15 мкм или даже большего значения, если пресс для штамповки грампластинок использовался слишком долго. Грампластинки такого типа должны воспроизводиться только с использованием звукоснимателя со сферической иглой 25 мкм. В противном случае существует риск касания иглой дна канавки, что приведёт к ухудшению качества звучания. Но уже с середины 1950-х годов радиус закругления дна канавки был уменьшен примерно до 8 мкм, а позднее и до 4 мкм. Заметим, что радиус закругления дна канавки является одним из важных факторов, определяющим, какие иглы будут воспроизводить звук с пластинки с максимальным качеством.

Стерео или моно

На стереофонической грампластинке содержится информация левого и правого канала, записанная на двух противоположных стенках канавки. В результате мы получаем сложную форму, как с горизонтальной, так и вертикальной информацией, которую может «прочитать» стереофонический звукосниматель.

2_k.jpg

Как мы уже выяснили, на монофонической грампластинке содержится всего один сигнал, который вырезается в горизонтальной плоскости, поэтому в нём нет вертикальной информации. При воспроизведении монофонической грампластинки с использованием стереофонического звукоснимателя вы не достигнете одинакового сигнала в двух каналах из-за перекрёстных помех, шумов, погрешности фаз, ошибок в настройке картриджа. Эта разница между каналами приведёт к получению неустойчивой и размытой звуковой картины. При этом переключатель режимов «моно/стерео» (который, кстати, в современной Hi-Fi технике уже практически отсутствует), лишь в некоторой степени способен помочь в устранении этих недостатков.

Воспроизведение моно-пластинки с использованием монофонического звукоснимателя не приведёт к возникновению ни одной из вышеуказанных проблем, так как он воспроизводит только один сигнал, который впоследствии направляется в оба канала в стереосистеме. Это позволит получить намного более натуральную и устойчивую звуковую сцену, с полной передачей записанной информации.

3.jpg

Ещё одним существенным преимуществом использования монофонического звукоснимателя для воспроизведения моно-пластинок является отсутствие реакции на вертикальное движение. Это означает, что монофонический звукосниматель по сути дела защищён от пинч-эффекта, который начинает действовать, когда игла выталкивается вверх в очень узких канавках. Кроме того, значительно уменьшается реакция на пыль, грязь и износ, поскольку вертикальная составляющая не будет слышна. Конечным результатом будет намного более чистое и менее шумное воспроизведение монофонической грампластинки, но при использовании стереофонического картриджа и переключателя режимов моно/стерео в усилителе или фонокорректоре такого же эффекта достичь не получится.

На игле

До начала 1960-х годов наиболее широко применялись иглы сферической формы. В связи с этим большинство грампластинок с микроканавкой, выпускаемых в течение первых 15 лет существования этого формата, воспроизводились с использованием сферических игл. Однако это не означает, что воспроизведение монофонических грампластинок и сегодня должно осуществляться с использованием именно сферической иглы. В действительности использование эллиптических игл, а также игл с линейной заточкой вполне оправдано для воспроизведения пластинок с монофоничесими записями. В частности, иглы с линейной заточкой обеспечивают лучшее воспроизведение высоких частот.

4.jpg

Разумеется, сферические иглы радиусом 18 мкм также отлично подходят для воспроизведения таких пластинок, но иглы с эллиптической или линейной заточками часто позволяют получить еще лучший результат.


Поделиться: