Ламповые усилители – сеанс магии с разоблачением

Ламповые усилители, появившись на свет около 100 лет назад, остаются популярными и востребованными до сих пор. Даже присутствие мощных (в прямом и переносном смыслах) конкурентов в лице транзисторных аппаратов не заставило ламповые усилители уйти с рынка. Однако кризис, вызванный появлением транзисторов, здесь все-таки случился и, как это часто бывает при любых кризисах, привел к тому, что в ламповой Hi-Fi технике практически исчез средний класс. Действительно, сейчас ламповый усилитель можно или приобрести за сумму, эквивалентную нескольким зарплатам не самого бедного нашего соотечественника, или попытаться собрать самому буквально «за копейки». Есть, конечно, и появившиеся сравнительно недавно усилители от наших китайских товарищей, но они пока не стали слишком популярными.

Лампы – это просто?

С точки зрения схемотехники классический ламповый усилитель представляет собой довольно простое устройство. Никакой магии здесь нет, а все (или почти все) варианты его конструкции были описаны еще в пособиях для радиолюбителей в 1950-60-х годах. Причем даже компоненты, используемые в ламповых усилителях, мало эволюционировали за прошедшее время, в отличие от тех же полупроводников.

Unison Research Simply Italy
Unison Research Simply Italy

Фактически, классический однотактный усилитель (примечание: ссылка на предыдущую статью «Hi-Fi усилители: от лампы к микросхеме и обратно») состоит всего из двух ламп (одной в предварительном каскаде и одной в оконечном), десятка пассивных компонентов и двух трансформаторов – силового и выходного согласующего. В случае стереоаппарата количество деталей удваивается, но не обязательно – так, во входном каскаде можно по-прежнему использовать одну лампу (сдвоенный триод), да и силовой трансформатор может быть одним на два канала. Такой простейший усилитель будет развивать небольшую мощность – в зависимости от выходной лампы и трансформатора она составит 1,5 – 3 Вт при приемлемом уровне искажений – но, как ни странно, при работе с чувствительной акустикой ее с запасом хватит для озвучивания комнаты средних размеров. Такой усилитель довольно прост в настройке и обладает приятным, текучим звуком, особенно подходящим для прослушивания акустической музыки или небольших музыкальных составов.

TAGA Harmony TTA-1000
TAGA Harmony TTA-1000

Двухтактный ламповый усилитель сложнее по конструкции, а также требует подбора выходных ламп, но в целом имеет столь же изученную до мелочей и десятилетиями отработанную конструкцию. Его преимуществами по сравнению с однотактными конструкциями можно считать жанровую универсальность, более высокую выходную мощность, хотя и с определенной потерей очарования в звучании скрипки или вокала.

Секреты мастерства

Простота конструкции лампового усилителя наводит на мысль о его самостоятельной сборке. Действительно, набрав в поисковике запрос «ламповый усилитель своими руками», вы увидите массу картинок усилителей, собранных буквально на фанерке. Они, безусловно, радуют своим звуком владельцев, да и обходятся очень недорого. Но надо признать, что за редким исключением это ламповый звук самого начального уровня. Конечно, в домашних условиях можно собрать ламповый усилитель высокого класса, но его стоимость получится довольно высокой, да и без специальных инструментов и знаний это не получится.

A 100 Titan tubes

С другой стороны, по запросу «ламповый усилитель» вы в основном обнаружите модели от знаменитых компаний и малоизвестных разработчиков с четырехзначными ценниками в валюте. Иногда эти цены оправданы, иногда – нет, но в целом это формирует мнение, что хороший ламповый звук - это обязательно очень дорого, да еще и с присутствием некоторой магии, недоступной простому смертному. Однако и это не совсем так.

Есть альтернатива

На самом деле, на качество и надежность лампового усилителя влияют несколько важнейших элементов. И это вовсе не металл для трансформаторов из заброшенных шахт в Южной Америке, не лампы из секретных бункеров Третьего Рейха и не конденсаторы, заполненные жиром летучих мышей. Вернее, все перечисленное тоже важно, но лишь как элемент «ламповой» магии.

корпус

Качественный ламповый усилитель – это прежде всего корпус. Обязательно из толстого металла для защиты схемы от вибраций (к которым лампы очень чувствительны) и наводок. Кроме того, ламповые усилители сильно нагреваются при работе, и металлический корпус будет эффективно рассеивать это тепло.

комплект трансформаторов для лампового усилителя

Следующий важный элемент лампового усилителя – трансформаторы. Массивные, с плотным сердечником из хорошей стали и качественно выполненными обмотками из настоящего медного провода. С обязательным запасом по мощности и желательно в экране, защищающим от помех. И, наконец, сами лампы – от известного изготовителя, подобранные по параметрам, с хорошим вакуумом, и, разумеется, новые.

Как ни странно, для заводского серийного производства выполнение всех этих требований не такая уж и сложная задача. Хорошим примером качественных и сравнительно недорогих ламповых усилителей являются модели компании TAGA Harmony. Классическая схемотехника, надежные комплектующие и продуманный дизайн – и все это по цене, доступной для многих меломанов.

Synthesis Roma 96DC
Synthesis Roma 96DC

А как же магия? Она безусловно есть – в ламповом звуке, которым обладает такой усилитель, если в его конструкции все сделано правильно.


Поделиться: